Явно психоаналитический подход. Метод самопознания. Начало чего-то нового
Начало
Начало

Начало

«»

«Начало чего-то нового — учеба, свадьба, рождение ребенка, переезд в новый дом — все эти события вызывают надежду на расширение знаний, получение удовольствия и удовлетворения. Именно такие надежды заставляют нас на протяжении всей жизни стремиться к новым впечатлениям. Маленький ребенок, начинающий ходить в детский сад, также полон надежд, ожидая найти интересные игрушки для игры, научиться делать то, что умеют старшие дети, которыми он восхищается, и познакомиться с новыми людьми, которые могут стать его друзьями. Если предыдущий опыт не принес глубокого разочарования, мы всю жизнь продолжаем надеяться, что какое-то новое событие приблизит нас к исполнению желаемого. Мы можем возлагать на него надежды и даже идеализировать его, но в то же время мы можем испытывать страх и опасения по поводу того, что это может произойти.

Мы можем бояться, что новое место или человек будут пугать, что новый ребенок будет неуправляемым, нелюбимым, что новый учитель будет суровым, карающим, слишком требовательным. Мы можем бояться, что у нас не хватит физических, умственных или эмоциональных сил, чтобы справиться с новым вызовом; мы можем почувствовать себя потерянными в новой обстановке, растерянными и обеспокоенными новыми идеями. Мы можем бояться, что нас осудят другие, посчитают глупыми, невежественными, бездарными; мы можем бояться, что нас заставят чувствовать себя неполноценными, будут смеяться над нами, не любить нас, выбросят из жизни. Все эти мысли обычно возникают, когда мы сталкиваемся с новой ситуацией.

Обычно мы не говорим о том, что испытываем такие тревожные эмоции. Мы можем стыдиться их и думать, что должны были бы перерасти эти страхи, что они детские. Они являются детскими лишь в той мере, в какой их происхождение уходит корнями в раннее детство. Психоаналитическое исследование психики показало, что все наши переживания, начиная с самого младенчества, оставляют следы в памяти, и эмоции, связанные с этими событиями, остаются в глубине нашего сознания на всю жизнь. Очень ранние переживания не запоминаются сознательно, но появляются в виде того, что Мелани Кляйн назвала «воспоминаниями в ощущениях», т.е. в виде телесных и психических состояний и фантазий. Они возникают в нас всякий раз, когда текущая ситуация так или иначе напоминает предыдущую. Таким образом, пережитые в младенчестве и детстве состояния чувств остаются в нас, они никогда не изживаются. Соприкосновение с этими детскими аспектами себя помогает нам понимать и терпимо относиться к своим и чужим, более инфантильным страхам и желаниям. А такое понимание необходимо для того, чтобы понять, что происходит в сознании маленьких детей. В отличие от нас, большинство двух-трехлетних детей не могут выразить свои мысли словами, а когда они чувствуют себя потерянными в незнакомой обстановке, они не могут попросить кого-то показать им дорогу домой, они даже не знают, где находится дом. Все, что они могут сделать, — это передать своим поведением, что они чувствуют».

Isca Wittenberg (2001) The transition from home to nursery school, Infant Observation