Детско-родительские отношения
Многолетние изучения связи материи и младенца показывают, что качество заботы является важным фактором, определяющим стратегии ребенка по управлению собственными чувствами, настройки телесной саморегуляции и, в итоге, отношения с людьми. То как с ребенком обращались в раннем детстве определяет особенности социального поведения, так называемой самооценки, способность к мышлению и самоанализу в будующем.
В этом разделе я опишу некоторые из подходов, которые считаю важными для развития рефлексивной позиции у родителей, для привлечения родителей к размышлениям о своих детях с точки зрения их внутреннего опыта, а не поведения. «Не делайте ничего. Стойте и внимайте. Ваш ребенок пытается вам что-то сказать» (с) Салли Прованс Don’t just do something. Stand there and pay attention. Your child is trying to tell you.
«Многие родители, обращающиеся за помощью, как в группах высокого, так и низкого риска, характеризуют своих детей и свои проблемы с ними с точки зрения поведения ребенка: «Мой ребенок не спит… все время бегает… плохо относится к другим детям» и т. д. Точно так же они могут описывать своего ребенка так, что это не имеет ничего общего с его мыслями или чувствами: «Она активная… очаровательная… плохая… темпераментная… такая же, как я… чудовище» и т. д. Во всех этих примерах родитель фокусируется на поведении или личности ребенка. Это то, что Фонаги называет «физической позицией», — тенденция реагировать на внешние, а не внутренние характеристики другого» (Fonagy et al., 2002).
В работе с родителями отправной точкой является смещение фокуса с симптомов, из-за которых приходят к специалисту, на опыт родителей, связанный с их ребенком, и их способность или неспособность осмыслить это. Это, конечно, будет корениться в тех аспектах личности родителей, которые могут проявиться ходе работы, развитие способности знать своего ребенка создает более конкретный фокус.